Перевод с испанского языка на русский
Не могли бы Вы рассказать нам, как Вы заинтересовались знахарством (curanderismo), а также дать точное определение этого термина? Ведь на Западе отношение к нему ухудшается и становится все более презрительным. Термин «знахарство» с презрением используется даже здесь, в Перу и во всей Латинской Америке. Это связано с тем, что происходит в Европе.
Но Вы ведь только шаман, а не член племени. Занимает ли какое-нибудь привилегированное положение тот, кто имеет доступ к знанию Шаманизма? В племенах, у шаманов особый статус. Почти всегда они являются вождями, патриархами, но это не значит, что они не окружены учениками. Шаман должен их готовить и обучать, чтобы они стали его последователями. Это крайне важно, потому что иначе знание племени, как медицинское, так и общее, было бы утрачено. Оно считалось бы просто «сказкой». Но речь идет не о сказке, а о реальности, которую я отдаю на суд специалистов на любом конгрессе по традиционной медицине. Я не только защищаю теоретическую сторону этой реальности, но и даю возможность на практике почувствовать её благотворное влияние. По логике вещей, учёные должны убедиться в этом и начать думать, что это безмерное стремление, которое иногда им присуще, хвалиться своими титулами и учеными трудами, всего лишь тщеславие. Они должны начать экспериментировать. По этой причине я и отправился к племенам, где живо знание о ресурсах природы и где люди эффективно и логично живут, в прекрасном равновесии между природой и обществом. Ведь индейцы думают о природе не абстрактно, а с опорой на человека, то есть дерево и человек, рыба и человек. Какая разница есть между колдуном и знахарем?
Ayahuasca является основой шаманской культуры? Необходимо различать регионы Перу. В каждом природном регионе страны есть свое магическое растение. На побережье, например, это кактус apuntia cilindrica, он известен как «Святой Петр». Он также обладает галлюциногенными свойствами. Его воздействие такое же мощное, как у Ayahuasca? Нет, совсем нет. Я бы сказал, что он в 10 раз слабее Ayahuasca, если делать такое сравнение. На побережье также существует культура инков, её объединяет со всеми культурами региона Анд использование магического растения коки. Но, к несчастью, все мы знаем, что оно было очень плохо использовано и нанесло большой вред человечеству. Хотя мы, амазонские шаманы, продолжаем использовать его как эффективный энергетик и вырабатываем тоник на основе сока его листьев. В сельве у нас также есть магическое растение Ayahuasca. Таким образом, в каждом природном регионе страны есть свое священное растение, хотя для нас королевой растений является Ayahuasca. Однако, верно и то, что у нас есть много принцев и принцесс флоры и фауны Перу. В этой связи следует отметить, что мы, шаманы, экологисты по своей сути. Не могли бы Вы подробнее рассказать о растении Ayahuаsca? Каково на самом деле его происхождение и воздействие на мозг?
Когда Вы работаете с людьми, Вы точно знаете, в каком состоянии находится каждый из пациентов с помощью Ayahuasca или это делается автоматически при помощи шаманских песен? Это известно с такой же точностью, как если бы мы измеряли пульс на запястье или горле человека. На самом деле, мы знаем, как найти подход к этому пациенту и как надо «вести» его, если у него были проблемы, или если лечение проводится с людьми, которые много страдали. Могу рассказать об одном подобном случае, когда у нас здесь, в городе Tarapoto, была партизанская война. В то время наши пациенты сильно страдали из-за партизанской войны, а наша церемония лечения отражала очень глубокую боль из-за притеснений и насилия, которым подвергались эти люди. Мы делали так, чтобы пациенты углубились в это чувство и испытали его с еще большей силой. Так мы укрепляли их перед лицом другой боли.
Принимать ее необходимо. Думаю, что мы, шаманы, всегда должны принимать Ayahuasca, когда ведем лечение, хотя мы можем довести его до конца и не принимая Ayahuasca. Я убедился в том, что лучше принимать её, потому что это растение с каждым разом все больше увеличивает чувствительность. Это позволяет ясно увидеть состояние человека, чтобы определить его недуг и прописать лечение, касается ли это его здоровья, семейных проблем или работы. А также духовных проблем? Да, конечно. Можете ли Вы видеть духовную блокаду, которая не позволяет душе двигаться вперед? Да, если мы видим, что пациент находится под сильным негативным влиянием, мы лечим его не только с физической точки зрения (с помощью рвоты), но и духовной. Чтобы он почувствовал глубокую боль из-за совершения плохих поступков, захотел быть прощённым и пришёл к добровольному искуплению грехов. Это интересно. Выходит, это жизненно необходимо. Речь идет о покаянии не перед каким-то человеком, а перед собственной совестью, которую нам не обмануть. Может, никому из людей мы и не расскажем о своих поступках, но нам самим необходимо искупить вину, упасть на колени и глубоко раскаяться, чтобы не совершать тех же ошибок. Всегда ли возможно искупление грехов, какими бы тяжкими они ни были? Да, это так. Я дал Ayahuasca бывшему лидеру партизанского движения, он сейчас живет в Сан-Мартине. После сеанса произошло нечто ужасное, с одной стороны, и нечто величественное, с другой. Потому что он проплакал четыре часа, вспоминая свою жизнь и те муки, на которые он обрекал других людей. Потом он раскаялся и сказал мне: «Вы знаете, почему я плакал?» «Да, я видел много крови на твоих руках»,- ответил я. «Мои жертвы меня простили, - сказал он. - Я чувствую покой внутри себя и вокруг». Может ли человек искупить годы насилия 4 часами плача? Этого никто не знает. Важно, что мы можем внушить с помощью предлагаемого «проводника», как искупить грехи и, таким образом, изменить свою жизнь. При помощи медитации, с какими болезнями «работают» шаманы? И более конкретно, думаете ли Вы, что можно справиться с раком и другими неизлечимыми болезнями?
Какие другие виды рака можно было бы вылечить? Те, которые не находятся в последней стадии. Но надо отметить, что речь идет не только о том, чтобы вернуть здоровье, но и дать людям достойную жизнь и достойную смерть. Насколько лучше, если больной раком знает об этом, принимает лекарства, учится лечиться и ведет такую же жизнь, как и другие. Необходимо изменить психологическое отношение к болезни, чтобы в нужный момент можно было прийти к естественной и достойной смерти. Болезни в целом, и особенно неизлечимые, обычно являются результатом неразрешённых психологических и эмоциональных проблем или, возможно, есть генетические причины, вызывающие их? Мы верим, что мы уже рождаемся с определенным генетическим набором. Из-за него мы более склонны подцепить тот или иной вирус или же иметь предрасположенность к алкоголизму. Таким образом, мы считаем, что люди рождаются на свет с уже определенным генетическим набором. Но также надо осознавать, что мы воспитываемся в обществе, которое нас «завоевывает» через свою культуру, мы ведем себя определенным образом, оно нас «соблазняет» особенностями общественной жизни в каждой из разнообразных культур. Также мы, шаманы, знаем, что люди живут в обществе, и в этом смысле недостаточное определение «роли» тоже порождает много проблем. Поэтому в племенах Амазонии нет гомосексуалов, потому что роли в обществе здесь очень хорошо определены с детства. Это формирует человека с точки зрения психологии, независимо от каких-либо тенденций или склонностей. Например, алкоголизм уже практически уничтожил все племя Witotos с реки Putumayo, что живет на границе Перу и Колумбии. Каково происхождение этой зависимости? Чтобы понять это, необходимо вспомнить начало века, когда экономическое благосостояние достигалось засчет эксплуатации Jebe, Shiringa при добыче каучука. Индейцев этих племен заставляли работать под угрозой избиения кнутом. Если они не справлялись с работой и не приносили 50 кг каучука, их наказывали, ломали спины ударами кнутом, сыпали соль и жгучий перец на раны и даже их убивали. Было жестокое истребление индейцев, они восстали против эксплуатации со стороны «цивилизованных» людей, которые не только превратили их в рабов, но и научили пить алкоголь. Люди, у которых есть эти проблемы, начинают страдать наследственными болезнями. Иногда у них рождаются дети с физическими и умственными отклонениями. Какие другие болезни можно быстро и эффективно излечить с помощью растений из амазонской сельвы? Мы не испытывали никаких трудностей при лечении любых болезней. Я даже уже говорил, что, когда мы выходим из рамок строго традиционного медицинского знания, мы начинаем комбинировать растения, смешиваем их и находим многофункциональные лекарства. Таким образом, мы лечим болезни желудка, печени, почек и легких. В этом смысле мне хотелось бы отметить, что в племенах люди понятия не имеют о СПИДе, хотя страдают от рака и различных опухолей, так же, как от болезней бронхов и легких, пищеварительной системы и кишечника, укусов змей и травм. Есть племена, где тела умерших мумифицируют, удаляя все внутренности. Потом их заполняют растениями, закрывают и запечатывают глиной. Я видел много мумий в превосходном состоянии. В мире шаманов есть знание не только для того, чтобы восстановить здоровье или вернуть радость жизни, но и чтобы сохранить ткани, нервы и кости. Возвращаясь к разговору о растениях и к Вашему личному опыту, то, что Вы рассказывали о необходимости использовать целебные растения в процессе лечения. Шаманы это объясняли тем, что из растения выходит его дух. Это на самом деле так или же это способ объяснить необъяснимое с научной точки зрения?
Это шаманская практика? На самом деле, речь идет о шаманской практике, которую я начинаю соотносить с китайской аккупунктурой. Теперь мы всегда рекомендуем нашим пациентам приносить муравьев для лечения болезни. Яд этих муравьев стимулирует нервные центры, которые мы хотим активировать. Такова практика «амазонской аккупунктуры». Вы лечили так Curaca Shipibo и знахаря Benito Arevalo. Это действительно эффективно? Конечно же, да. Мы заботимся о том, чтобы муравей умер. Он излечивает ценой своей жизни. Он кусает, и часть его остается в отверстии укуса, и тогда животное умирает. Это как с пчелами. Для лечения мы используем и ос. Откуда Вы получаете знание? Правда ли, что его сообщают сами растения и учат лечить болезни? Это так. Жаль, что один мой учитель уже умер. Однажды его положили в больницу, чтобы прооперировать. А он ночью убежал домой, принял Ayahuasca и в «прозрении» начал изучать свою болезнь. Ему открылось, что он должен использовать то растение из своего сада, которое он никогда не использовал. Он мне рассказал, что растение заговорило и рассказало ему, как он должен его готовить в точном количестве в течение всего процесса лечения. Он прожил 20 лет с опухолью в области печени. Ayahuasca - это живое растение, и его дух проявляется различными способами, и мы можем говорить с ним. Оно даже говорит нам, сколько ему лет. Например, я точно знаю, что вот этой Ayahuasca сто лет. Я добыл ее в долине реки Sisa 4 года назад. Имеет ли значение возраст Ayahuasca? Чем больше ей лет, тем лучше. Есть ли какой-нибудь ритуал, чтобы ее срезать? Нужно ли просить разрешения у духа растения? Откуда у шаманов знание об особенностях Ayahuasca и других растений? Да, это действительно так. Источник этих знаний теряется в глубине времен. И то, что должно привлечь наше внимание, это как учителя-шаманы открыли секрет приготовления этих напитков из тысяч растений, что растут в сельве. Если говорить о ритуале по срезанию Ayahuasca, сначала мы находим целебные растения, потом поем песнопения Ayahuasca и обкуриваем ее табаком. Нашим пением мы просим у нее позволения опустить ее, срезать и превратить в лекарство для лечения наших братьев. Такой вот, если хотите, «разговор» или общение растения с нами. Мы первый раз ударяем мачете. Так как это вьющееся растение на деревьях 40-50 метров высотой, если не попросить у растения разрешения срезать его, можно взять только отрезанную часть. Тогда придется карабкаться 40 или 50 метров, чтобы достичь верхушки дерева, и это в сельве. Для такой работы потребуется не один день и несколько человек, потому что корни растения цепляются за бесчисленные стволы и ветви других деревьев. Это кажется невероятным, но если мы просим у растения разрешения его срезать, мы его умоляем, чтобы оно дало превратить себя в лекарство, оно падает от первого удара, и нам приходится отбегать в сторону, потому что оно все падает сразу, как огромный удав. Потом мы его режем, кладем в рюкзаки и перевозим, выказывая всяческое уважение. Даже когда мы варим лекарства, нам нужно воодушевить растение, спеть и обкурить его. И чтобы закончить наш разговор, что Вы думаете о сегодняшней ситуации в мире? Мы видим, что общество открывается навстречу новому сознанию, в котором
живет наша планета, и думаем, что начинают возникать новые стили поведения,
призванные решить мировые проблемы не только здесь, в Перу, но и в других
частях света. Люди начинают осознавать необходимость сохранения природы,
благодаря семинарам и конгрессам.
материал размещён на сайт www. odisseia.ru в марте 2004
года |